Путешествия
Из Москвы-реки в Волгу-матушку
12.09.2020

Из Москвы-реки в Волгу-матушку

Этим летом нам, как и многим другим россиянам, пришлось поменять свои планы. Из-за пандемии коронавируса не состоялся заграничный морской круиз, о котором мы так мечтали, совершив подобное путешествие по Восточному Средиземноморью.

Но раз морские маршруты оказались недоступны, а зарубежный туризм уступил место внутреннему, можно отправиться в плавание по рекам – именно так мы и сделали, как только открылась туристическая речная навигация. Тем более, что из Москвы (которая, как известно, является портом пяти морей), лежат водные пути и к городам Поволжья, и на Северо-Запад, к Ладоге и Неве. Мы остановили свой выбор на самом, пожалуй, популярном маршруте, включающем города Углич, Кострому, Ярославль, Рыбинск и Мышкин. Был в программе и знаменитый Плес, но в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией, сложившейся в Ивановской области, заход в этот город не состоялся.

Теплоход сейчас покинет причал, где полным ходом идет реставрация

Таким был Северный речной вокзал в 1937 году…

…и таким он стал после реставрации, завершившейся в 2020 году (фото: vk.com/mossobyanin)

Наше путешествие на теплоходе «Андрей Рублёв» началось от Северного речного вокзала столицы – главного здания в комплексе сооружений канала имени Москвы. Вокзал, построенный в стиле «сталинский ампир», находится на берегу Химкинского водохранилища, и окружен большим парком. Высота здания со шпилем 75 метров, длина по фасаду 150 метров, высота шпиля 27 метров – по оригинальному проекту шпиль на время навигации должен был подниматься, в межсезонье опускаться, но эту операцию проводили крайне редко.

Мы покидали порт, когда полным ходом шла реставрация вокзала и парка. Открытие комплекса состоялось позже, в День города – 5 сентября 2020 года. В ходе работ, которые длились три года, были сохранены основные элементы здания, а недостающие восстановлены по историческим образцам. Теперь на вокзале 17 причалов, рассчитанных на прием и отправление 24 судов в сутки, а запланированная пропускная способность – порядка 1,5 миллиона пассажиров в сезон. Создан здесь и детский аттракцион: уменьшенная копия канала имени Москвы – ручей со шлюзами и подсветкой.

Обновленная звезда на шпиле Северного речного вокзала (фото АО «ТВ Центр»)

В рамках комплексной реставрации Северного речного вокзала специалисты восстановили его главный декоративный элемент – легендарную звезду, которая на протяжении 80 лет венчала шпиль здания. В ходе работы реставраторы вручную перебрали каждый из 741 полудрагоценных камней. В центре звезды с обеих сторон находятся два знака серпа и молота, инкрустированных топазами, александритами, аметистами, аквамаринами, горным хрусталем и бериллами.

Существует миф о том, что с 1935 по 1937 гг. звезда венчала Спасскую башню Кремля, а затем была помещена на шпиль вокзала. Однако при всем внешнем сходстве детали конструкции этих звезд совсем иные, да и изготавливались они совершенно разными заводами: звезду для Спасской башни делали в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского (ЦАГИ), а звезду для Речного вокзала – на заводе № 81 имени Молотова в г. Горьком (сейчас Нижний Новгород).

Северный речной порт – главный грузовой терминал столицы

Канал имени Москвы

Новые районы города Долгопрудный подошли к берегу канала

Перепады высот между Волгой, Москвой-рекой и шлюзами

Строительство канала

Путь из Москвы-реки в Волгу проходит по каналу имени Москвы – сложному гидротехническому сооружению, построенному в 1932-37 гг. заключенными «Дмитлага». Грандиозная стройка забрала жизни тысяч людей.

23 марта 1937 года гидростроители «остановили Волгу», то есть приступили к наполнению канала. Течение крупнейшей реки было остановлено на три минуты – при этом на огромную плотину, построенную у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны, пришелся мощнейший удар воды, но плотина выдержала. К 17 апреля 1937 года произошло заполнение водой всей трассы канала и системы искусственных водохранилищ (Московского моря). Трасса проходила через множество селений, попадавших в зону затопления (всего было перенесено 200 сел).

Сооружение канала, соединившего Волгу с рекой Москвой, разрешило все водохозяйственные проблемы столицы на несколько десятилетий вперед

Насосная станция шлюза № 6 в Икше

Шлюз № 6

Доски на стенах шлюза с указанием основных технических данных

Особенностью канала является то, что он не самотечный, а «энергетический»: вода в камеры шлюзов поднимается насосами. Всего на 128-километровой трассе восемь шлюзов: один на Волге, пять – на северном склоне канала, два – на южном склоне. Выйдя из Северного речного порта, суда проходят шлюзы, начиная с № 6 в Икше и до № 1 в Дубне.

Участок канала длиной 74 км от Икши до Иваньковского водохранилища является лестницей северного склона Клинско-Дмитровской гряды. Каждый из пяти гидроузлов этого участка (от № 6 до № 2, если следовать из Москвы) состоит из судоходного шлюза и насосной станции, а общий перепад высот составляет 38 м.

Этапы шлюзования

Наблюдать за процессом шлюзования всегда очень интересно. Суда входят в камеру шлюза, ожидают, пока выровняются уровни воды в камере и на участке канала за ней – тогда открываются ворота камеры и суда следуют дальше. Высота подъема воды в камерах шлюзов – 8 м (в шлюзе № 1 – 12 м).

Открытая створка нижних ворот шлюза

Верхние ворота шлюза служат затвором камеры – они уходят под воду, когда камера наполняется водой

Длина каждого шлюза – 290 м, ширина – 30 м, глубина – 5,5 м. Верхние ворота представляют собой мощные сегментные щиты, служащие одновременно и затворами, с помощью которых производится наполнение камеры водой. Нижние ворота камеры – двустворчатого типа.

Икшинское водохранилище

Около 20 км длины канала составляет путь по водохранилищам – Химкинскому, Клязьминскому, Пяловскому, Пестовскому и Икшинскому.

Каждый шлюз имеет свой архитектурный облик: например, башни шлюза №5 имеют по форме напоминают подпорные гидротехнические сооружения

Башни шлюза № 3 в Яхроме увенчаны моделями кораблей, напоминающими каравеллы Колумба

Во время Великой Отечественный войны две башни шлюза № 3 были взорваны советскими войсками при отступлении, чтобы не дать немцам захватить такое важное стратегическое сооружение, как канал. В 1942 году башни были восстановлены.

Дмитров, как известно – центр российского воздухоплавания. На выходе из шлюза № 4 в Деденево близ Дмитрова воздушные шары опускались так низко, что почти касались судов.

Теплоход проходит шлюзы и водохранилища, а тем временем пассажиров приглашают на знакомство с его командой

 

Инструктаж по пользованию спасательным жилетом

Раннее утро на Волге

Калязинская колокольня

Если утром второго дня круиза вы встанете пораньше, то увидите знаменитую Калязинскую колокольню.

В 1939 – 40 гг. часть территории города Калязин, включая все основные памятники истории и архитектуры, была затоплена при строительстве Угличской ГЭС. Сохранилась лишь «плавающая» на небольшом островке колокольня Никольского собора высотой 74,5 м (построена в 1800 г.), а сам собор был разобран перед затоплением. Колокольню оставили из утилитарных соображений, в качестве маяка, поскольку Волга делает здесь крутой поворот. Первый ярус колокольни частично скрыт ниже уровня воды под слоем нанесённого грунта.

За колокольней виден рефлектор радиотелескопа РТ-64, установленного в Калязинской радиоастрономической обсерватории (диаметр антенны 64 м).

Колокольня на озере Резия (Италия)

Интересно, что у калязинской колокольни есть «сестра» в Италии, на озере Резия (Lago di Resia), искусственно образованном на месте двух естественных озер в горной долине Val Venosta на границе со Швейцарией и Австрией. В 1950 г. в связи с острой нехваткой электроэнергии здесь была построена гидроэлектростанция, а небольшой городок Граун, вопреки протестам жителей, был взорван и ушел на дно водохранилища. Осталась лишь романская колокольня XIV века.

Впереди – Угличский гидроузел на Волге

Миновав Калязин, мы приближаемся к первому пункту нашего речного круиза – городу Углич. О нем – наш следующий рассказ.

См. также

Продолжение речного круиза

Углич: века и минуты российской истории

Рыбинск: столица волжских бурлаков

Золотые купола Ярославля

Кострома: волжская жемчужина «Золотого кольца»

Мышкин: классика русской провинции

Наши путешествия по России

Пятигорск – город у пяти вершин

Таганрог: жизнь по солнечным часам

Наш морской круиз

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 1

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 2

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 3

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 4

<


Если вам понравилась данная статья, поделитесь ей в социальных сетях:

Путешествия