Путешествия
Увидеть Париж – и не умереть
05.12.2016

Увидеть Париж – и не умереть

В Париж мы собирались очень давно. И вовсе не потому, что раньше никогда не были в столице Франции: просто каждый, кто хотя бы раз посетил этот прекрасный город, мечтает увидеть его снова. Но то мешали дела, то не удавалось подобрать удобный маршрут – и экономный, и с минимумом пересадок. Наконец, остановились на варианте: из Москвы – прямым рейсом Air France (ранний вылет в 6.10 утра и прибытие в 9.10 по местному времени, что позволяет практически весь день провести в Париже), обратно – вылет в 17.40 с пересадкой в Риме и прибытием в Москву в 2.25 ночи (на самом деле, с учетом фактических задержек, уже под утро).

Предвкушение приятной поездки омрачали только появившиеся в интернете публикации о том, что Париж сегодня – это просто ужас-ужас. Особенно постарался некий чешский журналист, который не жалел черных красок: «у входа в музей Лувра – ни души, зато везде патрули до зубов вооруженных солдат с пальцами на курках», «к вечеру мы отправились к Эйфелевой башне, и снова ни одного туриста», «выходные в Париже – это по-настоящему ужасный опыт», «я рекомендую отказаться от визита в Париж» и т.д. Складывалось впечатление, что мы отправляемся в какую-то рискованную поездку.

Скажем сразу: все эти ужастики – огромное преувеличение. Вопреки ожиданиям, мы не увидели толп эмигрантов, заполнивших улицы и площади Парижа. Туристов тоже не стало меньше. Да, мы несколько раз видели вооруженные военные патрули и усиленные наряды полиции, особенно возле достопримечательностей, привлекающих туристов (Нотр Дам, Люксембургский сад, Эйфелева башня и др.), а также у государственных учреждений. Да, при входе во многие общественные места и при посадке на речные трамвайчики вас прозванивают металлоискателем и просят открыть сумки. Но это воспринимается как естественная мера безопасности, а вовсе не как какое-то ограничение. Мы бродили по городу и днем, и в поздний час (например, поднялись пешком к собору Сакре-Кёр уже к полуночи), пересекли Париж пешком из конца в конец, были в ресторанах и на вокзалах, и ни разу не почувствовали негативных изменений по сравнению с прежним городом.

Африканцы торгуют на улицах каштанами и сувенирами? Так они всегда этим занимались. Клошары спят под мостами и на уличных вентиляционных решетках? Это было во все времена. Конечно, всегда надо быть бдительным (об этом чуть позже), поскольку уличные жулики есть в любом крупном городе. Но Париж остался Парижем, прекрасным в любую погоду и в любое время суток – аu soleil, sous la pluie, à midi ou à minuit..., как пел незабвенный Джо Дассен.

Итак, мы прилетаем в главный аэропорт Парижа – Шарль-де-Голль (Aéroport de Paris-Charles-de-Gaulle), расположенный в 25 км к северо-востоку от города и названный в честь первого президента Пятой Республики, военного и политического деятеля Франции Шарля де Голля. По пассажирской загруженности это восьмой в мире и второй в Европе (после лондонского Хитроу) аэропорт. Сразу хотим посоветовать: на обратном пути приезжайте сюда пораньше: персонал на стойках регистрации неспешен, а процедуры досмотра занимают много времени.

До центра города отсюда можно добраться, например, на пригородных поездах системы RER (линия B), которые следуют до вокзала Nord, и имеют множество пересечений с другими линиями RER и метро. Стоимость поездки – 10 евро.

 

Табло на остановке автобуса Roissy

Но мы выбрали другой способ: наш отель располагался в IX округе сравнительно недалеко от Гранд-Опера (около 15-20 минут пешком), поэтому мы сели на автобус Roissy, делающий остановки во всех терминалах аэропорта (наш терминал прибытия – 2Е – был конечным пунктом). Автобусы ходят весь день через каждые 15 минут, время в пути – около 50 минут. Билет стоит 11,50 евро, купить его можно в автоматах, расположенных внутри терминала, либо у водителя. Покупка в автомате не составляет труда (если вы не знаете французского, можно выбрать другой язык, например, английский), но принимаются банкноты не крупнее 20 евро, поэтому нужно заранее позаботиться о размене.

 

Автобус следует через аэропорт Шарль-де-Голль, делая остановки в разных терминалах

 

Здание Гранд-Опера

В Париже автобус прибывает на улицу Scribe рядом с Гранд-Опера, или Опера Гарнье́ (Opéra Garnier) –одним из самых известных в мире театров оперы и балета. Это очень удобно – самый центр города, отсюда недалеко и до Лувра, и до Елисейских полей, а магазины сети «Галери Лафайет» (Galeries Lafayette) находятся прямо позади театра, на бульваре Осман (Boulevard Haussmann). По этому бульвару, либо по соседнему бульвару Капуцинов, лежал путь к нашей гостинице под названием Hotel 34B - Astotel, расположенной по адресу 34, rue Bergère.

 

Вид из кабины лифта на внутренний атриум отеля

 

Номер в отеле

 

Днем и вечером в зале на первом этаже накрыт бесплатный стол с кофе, чаем и безалкогольными напитками

Отель Hotel 34B достоин отдельных слов, поскольку он оказался для нас приятным сюрпризом. Найденный нами через сайт booking.com, он расположен возле станции метро Grands Boulevards (линии 8 и 9). В радиусе полутора километров – Лувр, сад Тюильри, центр Помпиду, Гранд-Опера. Вывески со словом Astotel на здании нет, отель нужно искать как 34B – и вы сразу его найдете, ориентируясь на фонарики с макетом Эйфелевой башни.

Внутренний интерьер выполнен в современном стиле и в цветах французского триколора. Хороший, полноценный завтрак, а не просто кофе с круассанами, как иногда бывает в парижских отелях. Более того: после окончания завтрака и до 2 часов ночи в зале ресторана накрывается бесплатный стол с кофе, чаем и разнообразными печеньками. Вы поняли намек? При желании здесь можно устроить ужин, особенно если по пути в отель прикупить сэндвичей (многие постояльцы так и делали).

В номерах есть бесплатный Wi-Fi, достаточно быстрый, но с причудами: почта Outlook, например, все дни работала только на прием, не давая уйти исходящим сообщениям.

Несмотря на то, что мы приехали из аэропорта еще до 12.00, нам сразу выдали ключи от номера. Правда, при регистрации случился такой диалог, начавшийся на английском:

- У вас номер без завтрака, но вы можете взять его за дополнительную плату.

- Минуточку, мадам, у нас же в листе бронирования написано: Le petit-dejeuner est compris dans le tariff de la chambre.

- О! Месье знает французский?

- Месье не очень хорошо знает французский, но достаточно для того, чтобы понять, что у нас забронирован номер с завтраком.

Однако общего положительного впечатления от отеля этот эпизод ничуть не испортил. До следующего завтрака все равно было еще далеко, а вот подкрепиться после долгой дороги уже не мешало. Pas de problème, как говорят французы: на улице Бержер много ресторанов, где можно неплохо перекусить.

 

Меню ресторана выставлено на улице

 

Есть даже меню на русском языке

 

Вот стоимость завтрака и бранча

 

На закуску – утиный паштет…

 

…и лягушачьи лапки. Ну как же можно их не попробовать!

Обед в ресторане обошелся нам в 45 евро. Но настоящий кулинарный сюрприз ждал нас вечером, на соседней улице ru du Fauburg. Впрочем, не будем забегать вперед, а отправимся на прогулку по Парижу.

Как обычно, мы начинаем знакомство с городом с поездки на двухэтажном туристическом автобусе. В Париже такие туры предлагают несколько фирм. Например, не успели мы сойти с автобуса Roissy на улице Scribe, как увидели остановившийся рядом автобус Big Bus и тут же взяли для ознакомления их буклет. Предложение нас устроило: однодневный билет на взрослого за 33 евро давал право на три поездки: основной маршрут (красная линия) – весь центр Парижа (от Опера сквозь двор Лувра к острову Ситэ и Нотр-Дам, обратно, мимо музея Орсе, на Елисейские поля, к Триумфальной арке, по набережным Сены к дворцу Трокадеро, от него к Эйфелевой башне, затем к дворцу Инвалидов и снова через площадь Конкорд к Опера). Второй маршрут (синяя линия) – по Монмартру, и, наконец, оранжевая линия – на речном трамвайчике по Сене. На улице Опера есть точка, где можно сделать пересадку с красной линии на синюю, и наоборот. Мы успели это сделать, но дальше помешала погода: к сожалению, автобусы Big Bus не снабжены крышей для верхнего яруса, и начавшийся дождь согнал нас вниз – несмотря на выдаваемые всем накидки, наверху стало сыро и холодно. Монмартр пришлось обозревать с переполненного первого этажа, а до речной прогулки в этот день дело так и не дошло.

 

У входа в музей Лувра – множество посетителей, как и прежде. Теперь здесь дежурит наряд полиции.

 

Елисейские поля

 

Возле Нотр-Дам тоже многолюдно, как всегда

 

Новая достопримечательность Парижа – российский духовно-культурный центр, находящийся всего в 300 м от Эйфелевой башни

 

Хорошая погода сменилась дождем

 

В автобусе все желающие могут получить накидки от дождя

Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Дождливым вечером, возвращаясь в отель, мы так старались поскорее найти крышу над головой, что зашли в первый же приглянувшийся нам ресторан, где была «серьезная» еда, а не просто кофе с булочками. Оказалось, что это Bouillon Chartier – популярный парижский ресторан, основанный 120 лет назад, в 1896 году, двумя братьями: Фредериком и Камиллем Шартье. О нем даже есть статья в Википедии, где говорится, что это заведение входит в число исторических памятников Франции. Правда, в уважаемой Википедии есть ошибки – ресторан находится не на улице Флобер д.7, а на улице Фобур, д.7. Автор статьи сам явно не был в ресторане, а просто с ошибками перевел статью с французского, поэтому в ней говорится о меню, которые по-прежнему пишут фиолетовыми чернилами. Это не так: меню здесь напечатано на бумаге, а вот ваш заказ официант действительно записывает шариковой ручкой прямо на одноразовой бумажной скатерти, и здесь же потом делает расчет.

Все остальное верно: Bouillon Chartier действительно пользуется большой популярностью у парижан и туристов – она настолько велика, что днем и вечером перед входом выстраивается большая очередь.

 

Очередь в ресторан Bouillon Chartier

 

Зал ресторана

 

Ваш заказ здесь расписывают прямо на скатерти

 

Рыбное блюдо (дорада по-королевски)

 

Конфи из утки с печеным картофелем (Confit de canard pommes grenailles)

 

Говяжьи щеки, тушеные в красном вине (Les joues de boeuf braisées au vin rouge)

Кухня здесь превосходная – традиционная французская, все блюда которой выше всяких похвал. Хороши и вина – мы, например, брали столовое розовое «в графине». На самом деле его подают не в графине, а в небольшой бутылочке (375 мл) и ставят в ведерко со льдом. Обед или ужин на двоих обходились нам в 33-35 евро.

Еще одна особенность ресторана – высокая пропускная способность. Очередь продвигается на удивление быстро – большие компании пропускают отдельно, пары – отдельно, подсаживая к уже обедающим парам. Никаких неудобств при этом нет: сидящие рядом люди не обращают на вас внимания, а если обращают, то любезно здороваются и заводят разговор. Например, в один из вечеров рядом с нами оказалась возрастная пара: узнав, что мы из России, они тут же сообщили нам, что как раз в этот день были на выставке картин русского художника, и вообще бывали в нашей стране – в Москве, Петербурге и на Байкале. Вот так-то. Вы были на Байкале? А эти французы были.

 

Набережная Сены утром

На следующее утро мы решили восполнить пробел, вызванный вчерашней непогодой, и все-таки совершить речную прогулку. Дошли до набережной Сены, и тут произошел случай, лишний раз напомнивший о необходимости быть бдительными. На нас буквально набросилась группа из трех девушек и одного молодого человека, которые стали предлагать нам подписать какую-то петицию. Они вели себя очень агрессивно, буквально хватая за руки и за одежду и настойчиво подсовывая картонку с прикрепленным к ней разграфленным листом с подписями. Мы с большим трудом отбились от них, а отойдя на несколько шагов, обнаружили, что висевшая через плечо сумка расстегнута. К счастью, ничего не пропало, но страшно подумать, что могло произойти, если бы мы действительно взяли в руки эту картонку и стали расписываться. Будьте очень осторожны и не подпускайте к себе близко этих жуликов!

 

Маршрут батобуса

 

Взрослый билет на день стоит 17 евро

 

Отправляемся в круиз по Сене

 

Эйфелева башня со стороны реки

По реке курсирует множество различных прогулочных судов – например, большие теплоходы Bateaux Mouches с открытой верхней палубой. Но, памятуя о вчерашних капризах погоды, мы остановили свой выбор на батобусе (Batobus). Это закрытый речной трамвай с изогнутыми прозрачными стенами, через которые все прекрасно видно, но при этом вы укрыты от дождя и ветра. На своем замкнутом маршруте батобус делает девять остановок (Нотр-Дам, Ботанический сад, Отель де Вилль, Лувр, Елисейские поля, Богренель, Эйфелева башня, музей Орсе, Сен-Жермен-де-Пре), причем действует система «хип-хоп»: в течение дня вы можете сойти в любом месте, погулять по городу и снова сесть на теплоход. Взрослый билет на день стоит 17 евро, при посадке вас попросят открыть рюкзак или сумку. Да, и такой момент: туалета на борту нет.

Автобус, батобус – все это замечательно, но по Парижу все-таки нужно погулять пешком. Поэтому, совершив полный круг по реке, мы сошли на берег у Нотр-Дам и направились в Латинский квартал. Кстати, настало время подумать об обеде – благо, здесь, на левом берегу Сены, нет недостатка в ресторанах.

 

Греческая таверна на улице Юшет

 

Здесь бывали многие знаменитые соотечественники…

 

…и есть меню на русском языке

 

Знаменитый французский луковый суп

На улице Юшет (rue de la Huchette), уходящей вправо сразу, как только вы перейдете на левый берег по старейшему в Париже Малому мосту (Petit Pont), вы увидите греческую таверну с хорошим выбором блюд, демократичными ценами и меню на русском языке. Но мы зашли в ресторан на углу улицы Юшет и улицы Малого моста, чтобы отведать там настоящий луковый суп именно во французском, а не в греческом исполнении. Порция стоит 9 евро, а вкус – совершенно неповторимый.

 

Осенние краски Люксембургского сада

 

Скульптура «Граждане Кале» во дворе Музея Родена на улице Варен

 

Автоматический туалет

Во время продолжительной прогулки по городу вам может понадобиться такая прозаическая вещь, как туалет. Они имеются рядом с местами скопления туристов (например, у Нотр-Дам), стоимость посещения 0,7 – 0,8 евро. Есть и бесплатные автоматические кабины, подобные той, что мы увидели на улице Гренель на подходе к Эйфелевой башне. Чтобы открыть дверь и воспользоваться кабиной, надо лишь нажать кнопку – но будьте внимательны: перед этим должен завершиться цикл очистки после предыдущего посетителя (в это время горит синяя лампочка) и загореться зеленая. Если слишком поспешите войти внутрь – дверь может открыться в самый неподходящий для вас момент.

 

Батобус проходит под одним из мостов

 

Вечерняя подсветка Парижа

Дадим еще один совет: дождитесь вечера и продолжите прогулку по реке, когда стемнеет. Вы снова увидите Париж, но уже в восхитительной вечерней подсветке.

 

Кажется, что собор Сакре-Кёр нависает над церковью Нотр-Дам-де-Лорет

 

Собор Сакре-Кёр ночью

Среди достопримечательностей Парижа есть еще одна, которая в буквальном смысле доминирует над остальными: это собор Сакре-Кёр, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке города (130 м). Интересная оптическая иллюзия: если с бульвара Осман или с Итальянского бульвара посмотреть вдоль улицы Лаффит (аудиогид в автобусе посоветует вам это сделать), то может показаться, что Сакре-Кёр находится прямо за церковью Нотр-Дам-де-Лорет с ее характерным четырехколонным портиком. Но на самом деле, дойдя до этих колонн, вам нужно будет продолжить путь – вначале по улице Мартир до бульвара Рошешуар, а затем вперед и вверх, преодолев последний участок по лестнице из 200 ступеней на улице Фуатье, либо на фуникулере (цена билета 1,7 евро). Оказавшись наверху, вы будете вознаграждены великолепным видом на город.

Мы проделали весь путь пешком, поздно вечером, идя мимо многочисленных кафе, за столиками которых сидели парижане, театров, из которых выходила публика, и еще раз убедились: жизнь в этом прекрасном городе не перестает бить ключом, несмотря ни на что. Так что ехать в Париж можно и нужно – и не для того, чтобы умереть, а чтобы лишний раз порадоваться жизни.

См. также:

Падуя – старинная соседка Венеции

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 4

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 3

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 2

Круиз по Восточному Средиземноморью. Часть 1

Самые малые страны Европы. Часть 2

Самые малые страны Европы. Часть 1

По балтийскому треугольнику

Прогулки по Луне

Вьетнам: на остров или на материк?

Злата Прага, красавица Прага

Каталония: от моря до скал Монсеррата

Цветная мозаика Каталонии

Страна на берегах Дуная

Венгрия: от Будапешта к излучине Дуная

Швейцария: Европа в миниатюре

Дороги из Рима, дороги в Рим

Римские каникулы

Порту: город, давший имя стране

Сказочные дворцы и парки Синтры

Лиссабон: на крайнем западе Европы

Чески-Крумлов: жемчужина Южной Чехии

Карловы Вары: край целебной воды

Пхукет: весь покрытый зеленью, абсолютно весь

Руан: зеркало минувших веков

Гамбург: город мостов, миллионеров и матросов

Море и горы Черногории

<


Если вам понравилась данная статья, поделитесь ей в социальных сетях:

Путешествия